Вива (vivva) wrote in alte_zavalinka,
Вива
vivva
alte_zavalinka

Categories:

Портрет неизвестного

Оригинал взят у vivva в Портрет неизвестного
В усадьбе Дурасова Люблино висит небольшая картина кисти малоизвестного французского художника с длинным именем : Франсуа Габриэль Гийом Леполь. Называется она «Портрет неизвестного участника войны 1812 года». И вот пока все остальные посетители внимали рассказу экскурсовода о посещении Люблина вдовствующей императрицей, я пытливо всматривалась в это лицо.

Портрет неизвестного участника Отечественной войны 1812 года


Оччень импозантный господин: сюртук в талию (спорим, на нем корсет), желтые модные перчатки, шелковый цилиндр, трость с собачьей головой. А уж усы, прическа!! Прям не мужчина, а картинка из модного журнала. Но почему он участник войны 1812 года? А вот, приглядитесь, на лацкане сюртука приколото нечто на черно-красной ленте – это как раз медаль «В память Отечественной войны 1812 года». Видно плохо, и на картине тоже, но это она.

Эта памятная медаль была учреждена императором Александром I в 1813 году и была двух типов – серебряная и бронзовая.

Серебряной награждались все участники боевых действий на территории России с июня по декабрь 1812 года, т.е. собственно Отечественной войны. Под «все» подразумевались именно все: солдаты, ополченцы, офицеры, полковые лекаря и священники. Всего по разным данным эту медаль получило от 200 до 260 тысяч человек! Выдавать ее начали сразу по мере отчеканивания, так что в Париж уже вошло 90 тысяч военных с медалью за 1812 год на груди.

Внешний вид у медали был несколько … своеобразный: конспирологи при виде ее сразу же вспоминают масонский заговор, потому что на ней выбито пресловутое всевидящее око и загадочная надпись «Не нам, не нам, но имени Твоему». Впрочем, это просто сокращенная цитата из одного из псалмов Давида, относящегося к прославлению имени Господа: император Александр потихонечку подходил к религиозно-мистическому периоду своей жизни.

Медаль носилась на голубой андреевской ленте, и все награжденные ею гордились и очень дорожили.
Бронзовая медаль была учреждена несколько позже в 1814 году. Ее неофициально называли «дворянской», потому что ею награждались лица дворянского сословия, которые в армии не служили, однако своею деятельностью способствовали изгнанию неприятеля за пределы Отечества. Так сказать, труженики тыла. И вот именно бронзовая медаль носилась на черно-красной владимирской ленте.
Таким образом, понятно, что изображенный на портрете принадлежит именно к этой категории.
Но какого рода заслуги позволяли быть награжденным медалью «В память Отечественной войны 1812 года»? Ну, в первую очередь, организация отрядов ополчения. Многие помещики на свои средства формировали из крестьян отряды, полностью экипировали их и предоставляли в распоряжение военного руководства. Всем известен знаменитый Мамоновский полк, но Дмитриев-Мамонов был не одинок, помещики, особенно прилегающих к местам военных действий уездов, отправляли своих крестьян в ополчение. Кто сколько мог. Особо боевитые даже вставали во главе импровизированных отрядов для защиты окрестных деревень от мародеров. И вполне успешно действовали. Помощь армии оказывалась и в виде пожертвований деньгами, часто очень значительных, формировании обозов с продовольствием и организацией госпиталей. В общем, все помогали, кто, чем мог. Хотя свои «диванные войска» тогда тоже были.

И исходя из этого можно пофантазировать о личности с портрета: он модно и дорого одет – значит состоятелен, а может и богат; на вид – лет сорок пять, вряд ли больше, а так как картина написана в 1836 году, то в 1812 году ему было лет двадцать с небольшим; если так, то он вряд ли был полноценным владельцем большого имения, чтобы иметь возможность сформировать отряд ополченцев или сделать значительный вклад, скорее был сыном крупного помещика. Рука, сжатая в кулак, решительный взгляд, гордо поднятая голова – странно, что он не был в армии. Но может быть, он как раз руководил отрядом милиции, и устраивал рейды на мародеров. Кажется, в Калужской губернии так было: отец – местный предводитель дворянства – организует ополчение, собирает продовольствие, а сын со своей командой гоняет французов из прифронтовых деревень.

Ключом к личности портретируемого может быть место нахождения картины. Но не Люблино. Дело в том, что люблинский дворец заполнен экспонатами из останкинского музея – «родная» обстановка Люблина после революции разошлась по разным музейным коллекциям и частным рукам, поэтому, когда в 2005 году в усадьбе был создан музей, то его заполнили аналогичными предметами из запасников Останкина. Так что, кто знает, а не был ли решительный франт родственником Шереметьевых? Самых известных представителей это рода я проверила – ни не подходят, но ведь есть двоюродные братья, мужья сестер, братья жен и прочие племянники.

Может место подскажет, кто это? В первый момент я была озадачена: такие тумбы, как на картине, устанавливались на углу улиц, чтобы кареты на повороте не наезжали на дома, т.е. дело происходит в городе. Об этом же говорит и интенсивное уличное движение, правда толпа какая-то странная: тут и кареты, и женщины, и собаки, и всадники – очень уж пестрая публика. И обилие высоких деревьев смутило – прям лес. И дорога вроде проселочная, не мощеная. А на постаменте – скульптура Клодта с Аничкова моста! (я ж в Питере была, сама видела – она). Кстати, отливки со скульптур Клодта были подарены Николаем I Прусскому и Неаполитанскому королям и стояли перед их замками. Так может неизвестный позирует в Берилине? Или Неаполе??? И тут я пригляделась и увидела вдали в дымке силуэт, явно напоминающий триумфальную арку. Все гораздо проще. Меня подвел патриотизм, потому что это не кони Клодта, а кони Марли – скульптурная композиция Укротителей коней работы Гийома Кусту, которая с 1795 украшает площадь Согласия в Париже. Это Париж! А проселочная дорога в гуще деревьев, на которой «смешались в кучу кони, люди» - знаменитые Елисейские поля. Интересно, а они и впрямь были не замощены, или художник просто не стал заморачиваться?

В общем, увы, неизвестный так и остался неизвестным. Но мне кажется, что в Париже накануне 25-ти летнего юбилея войны 1812 года он оказался не случайно. Думаю, он специально приехал в столицу Франции и заказал художнику портрет с памятной медалью на груди на фоне Триумфальной арки в тумане, как знак того, что он тоже прошел через свою войну, пусть и не в армии.

ПС. Бронзовой медалью награждались также и представители купечества.



Tags: 1812, Академия изящных художеств
Subscribe

  • (no subject)

    Это рисунок на стене дома по улице Октябрьской революции в Смоленске (я туда недавно ездила - чудная поездка вышла!) Конечно воевода Михаил…

  • Кто там сел на дуб-дуб и глазами луп-луп

    Главным приключением года для меня было не измерение крепостных стен портновским сантиметром (а он у меня всегда с собой на этот случай), а еще…

  • Три крепости. Часть 3 и 1/2.

    Крепости строились практически до начала XX века. А потом появилась авиация, против которой толстые стены были бессильны. Защититься от падающих с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments