Вива (vivva) wrote in alte_zavalinka,
Вива
vivva
alte_zavalinka

Category:

О трамвайной колее

А вы знаете, что размер трамвайной колеи совпадает с размером железнодорожной??
Вернее, со старой железнодорожной – 1524 мм. А я вот не знала… И, честно говоря, как-то мне не верится. Прям даже хочется пойти и померить самой. Потому что на глаз трамвайная колея выглядит уже чем железнодорожная: железнодорожная – она ого-го какая, а трамвайная - … И поезд гораздо шире трамвая! Поэтому всю жизнь думала, что трамвай – узкоколейка, ан – нет! Удивительно. А главное – зачем???
Есть идея, что это было сделано из стратегических военных соображений, но мне кажется, что это ошибка: поезд не сможет проехать по трамвайным путям, какой бы ширины колея у них не была. Ведь железнодорожные и трамвайные пути рассчитаны на разное давление на рельсы и на грунт. Кто-нибудь видел под трамвайными рельсами бетонные шпалы, ну или хотя бы те самые старые тяжелые брусовые шпалы, пропитанные креозотом? Правильно, нет - под трамвайными путями просто металлические пруты. И понятно почему: трамвай гораздо легче поезда. И так было всегда, ведь трамвай появился лишь в конце 19 века, а поезда к тому времени уже лет пятьдесят уже бегали по всему миру и набрали мощность, скорость и вес.
Следующее, что позволяет более широкая колея – это вместимость и грузоподъемность. Но эти возможности русского габарита колеи на трамвайных линия никак не используются. С такой колеей трамвай мог бы быть шириной с железнодорожный вагон! Но ведь он гораздо уже. Более того, в Европах трамвайная колея 1000 мм, но при этом ширина нашего и их трамваев совпадают! Подозреваю, что на более широкий, а, следовательно, более грузоподъемный вагон у трамвая просто не хватает мощи.
Опять же, даже если б хватало, даже если б строители просто заложились на будущее, на рост трамвайных перевозок, то для города это было бы очень не оптимально: трамвайная линия занимала бы столько же места, сколько железнодорожная, что в узком городском пространстве привело бы к полному коллапсу.
И, тем не менее, трамвайная и железнодорожная колеи одинаковые! И расшивать уже существующие узкоколейные трамвайные линии на широкую колею начали уже в начале 20 века.
Может, все дело в том, что одним из вариантов городского трамвая до появления трамваев на электрической тяге был паровой трамвай. Он не был широко распространен, ему на смену быстро пришел электрический, но тем не менее такой вариант городского транспорта функционировал и в Москве, и в Питере, и в Киеве. Паровой трамвай являл собой такой реальный мини-поезд с локомотивом на паровом двигателе.
Вот такой вот паровозик :

Видно, что у него и труба, и паровой двигатель внутри. Конструкционно он представлял собой обычный танк-паровоз (т.е. без тендера) , и делали их, например, на знаменитом Коломенском заводе. И вагоны такого трамвая представляли собой открытый вариант двухосного железнодорожного вагона. Под такой трамваепоезд нужно было готовить и соответственный путь. Вот, кстати, одним из маршрутов парового трамвая была часть современного маршрута № 27 : от Войковской до Тимирязевской академии. И если ехать на этом трамвае вдоль Тимирязевки, то можно четко увидеть, что едешь по железнодорожной насыпи.

Так что, может именно это и сыграло свою роль в выборе стандарта для трамвайной колеи. Хотя, и это странно, потому как даже до сих пор существует множество железнодорожных узкоколейных линий с разной совершенно нестандартной шириной колеи.
(Хотя, надо сказать, что кое-где, например в Ростове-на-Дону, Калининграде или Евпатории трамвайная колея другого размера. И ничего :-))



Tags: Заметки по истории, Паровозы
Subscribe

  • Ничего так автор

    Природа, кажется, взбесилась Фото: www.globallookpress.com С 1980 года число аномальных явлений природы на нашей планете выросло в 2,5 раза.…

  • Чи-чин, Италия!

    Итальянцы пробуют вина Фанагории. Одно слово - итальянцы! В обеденный перерыв, значит, бокал вина повышает работоспособность, ага. :-) Кстати, у…

  • Скандинавский детектив V века

    Всегда любила рассказ Чапека "Гибель дворянского рода Войтицких", где полицейский комиссар и историк, анализируя летописи вдруг раскрывают (а может…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Ничего так автор

    Природа, кажется, взбесилась Фото: www.globallookpress.com С 1980 года число аномальных явлений природы на нашей планете выросло в 2,5 раза.…

  • Чи-чин, Италия!

    Итальянцы пробуют вина Фанагории. Одно слово - итальянцы! В обеденный перерыв, значит, бокал вина повышает работоспособность, ага. :-) Кстати, у…

  • Скандинавский детектив V века

    Всегда любила рассказ Чапека "Гибель дворянского рода Войтицких", где полицейский комиссар и историк, анализируя летописи вдруг раскрывают (а может…